Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Нормативная база
Федеральный уровень
- Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
- Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.
- Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях.
Региональные уровень
- ПРИКАЗ ДО ЯО "Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников общеобразовательных организаций" (от 29.07.2022 №33 нп)
Документы образовательной организации
- ПРИКАЗ СОШ № 44 "Об организации наставничества в СОШ № 44" (от 01.09.2022 № 01-02/91-24)
- ПРИКАЗ СОШ № 44 "О назначении наставников" (от 01.09.2023 № 01-02/101-32)
- Положение о наставничестве в СОШ № 44 (Утверждено Приказом от 01.09.2022 №01-01/91-24)
- Дорожная карта по реализации системы (целевой модели) наставничества в СОШ № 44 на 2022-2025 г.г.
- Система (целевая модель) наставничества педагогичеких работников в СОШ № 44
Методические материалы
«Как достичь цели: конструктор успеха. Блокнот молодого специалиста « Чемоданчик для Ирины Александровны».
Методический лайфхак». Гарина С.П. Лицевая И.А.
Презентация
Блокнот молодого специалиста
Помощник в реализации модели наставничества: блокнот молодого специалиста «Чемоданчик для…» Гарина С.П. Лицевая И.А
Программа «Наставничество» в СОШ 44 г. Рыбинска
Приложение. Анкеты. Оценивание
Региональный конкурс наставников и молодых педагогов
«Формула профессионального успеха-2021» ИРО: Формула профессионального успеха (yar.ru)
НОМИНАЦИЯ "Реализация традиционной модели наставничества" (наставник - педагог)
ПОБЕДИТЕЛИ конкурса 1 место: Гарина Светлана Павловна, учитель начальных классов, Лицевая Ирина Александровна, учитель начальных классов, МОУ СОШ №44 г.Рыбинск